Речной мелкосидящий двухвинтовой сухогрузный теплоход открытого типа, с двойным дном, с жилой надстройкой и машинным отделением в кормовой части. Предназначен для перевозки зерна, тарно-штучных грузов, леса, контейнеров. Суда оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки.
Суда проекта 912А и 912Б предназначались Амура, Енисея, Оби и Иртыша.и отличаются конструкцией подъемного крана и незначительно размерами корпуса и водоизмещением. Проект 912В - модификация, отличающаяся более современной надстройкой и измененными деталями конструкции, строившаяся как для восточных (Енисей, Обь, Иртыш, Тура, Томь), так и для европейских бассейнов (Кама, Волга, Северная Двина, Белая, Дон).
Часть судов поступала в бассейновые управления в качестве вспомогательных обстановочных путейских судов.
С 1986 г. на основе судов проекта 912В строились суда проекта 912И/П, оборудованные изгибающим сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на реках с малым радиусом закругления
На базе сухогрузных судов в конце 80-х годов строились самоходные плавмагазины проекта 912М постройки Тюменского судостроительного завода и 912МС постройки Великоустюгского судостроительного завода.
Дальнейшее развитие серии судов проекта 912А и 912В -
суда типа «СТ-500» проекта 81365 постройки Великоустюгского судостроительного завода.
Несколько судов проекта 912В были переданы речным учебным заведениям в качестве учебно-производственных судов. На них проходят практику учащиеся. В 1994 г. на основе судна этого проекта по заказу Печорского речного училища заложили два специальных учебно-производственных теплохода проекта П-912У, но одно из них так и не было достроено.
В 1993 году на базе проекта 912М на Тюменском судостроительном заводе было построено судно-плавгоспиталь, предназначенный для медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных районов Ханты-Мансийского округа.
В середине 2000-х годов несколько судов проекта 912В были переоборудованы в пассажирские прогулочные суда, а также нефтеналивные танкеры. Многие суда были выведены из работы, часть списаны.
Проект
912А, 912Б
Автор проекта:
ЦТКБ
Дата утверждения проекта:
1960 г.
Головное судно проекта:
1964 г.- пр. 912А,
1968 г. - пр. 912Б
Постройка:
Хабаровский судостроительный завод (Россия, Хабаровск)
Класс регистра:
Р
Длина, м:
62,3
Ширина, м:
9,3
Высота судна, м:
7,3
Высота борта, м:
2,6
Водоизмещение с грузом и запасами / без, т:
572 / 222
Осадка с грузом / порожнем, средняя, м:
1,26/ 0,52
Скорость, км/ч:
18,5
Автономность, сут.:
10
Экипаж, мест:
7
Грузоподъемность, т:
350
Грузовые трюмы:
2 (316х329 м3, 308х323 м3)
Люковое закрытие:
Брызгонепроницаемое трехъярусное телескопическое
Грузовой кран:
Полноповоротный передвижной электрический КС-1,25-4
Грузоподъемность крана, т:
1,25 при вылетах стрелы от 5-14 м., 2,5 при вылете стрелы 5-7 м
Главные двигатели:
6ЧСПН 18/22
Мощность, кВТ:
2х225
Проект
912В
Автор проекта:
ЦТКБ, Новосибирский филиал
Дата утверждения проекта:
1979 г.
Год постройки головного судна:
1981 г.
Постройка:
Тюменский судостроительный завод (Россия, Тюмень); Щельяюрский ССЗ (Россия, Печора); Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (Россия, Самусь), Великоустюгский судостроительный завод (Россия, Великий Устюг)
Класс регистра:
*Р
Длина, м:
62,6
Ширина, м:
9,18
Высота судна, м:
9,5
Высота борта, м:
2,2
Водоизмещение с грузом и запасами, т:
641,8
Осадка с грузом, средняя, м:
1,4
Скорость, км/ч:
17,5
Автономность, сут.:
10
Экипаж, мест:
7
Грузоподъемность максимальная, т:
515
Грузовые трюмы:
2
Люковое закрытие:
Брызгонепроницаемое трехъярусное телескопическое
Грузовой кран:
Полноповоротный передвижной электрический
Главные двигатели:
6ЧСПН 18/22
Мощность, кВТ:
2х165,5
.
.
Список известных судов данного типа:
.