Warning: require_once() [function.require-once]: Unable to allocate memory for pool. in /home/a/arkirina/public_html/bitrix/modules/main/lib/loader.php on line 313

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/a/arkirina/public_html/bitrix/modules/main/lib/loader.php:313) in /home/a/arkirina/public_html/bitrix/modules/main/tools.php on line 5767

Warning: include_once() [function.include-once]: Unable to allocate memory for pool. in /home/a/arkirina/public_html/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php on line 159
Речной блог
  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Необычное ДТП в Питере

20 августа 2006 года, в Санкт-Петербурге произошло необычное ДТП, прецедентов которого еще не было. Поначалу даже не было понятно, в чьей компетенции расследование аварии - ГИБДД или судоходной инспекции. Дело в том, что с одной стороны виновником "ДТП" был грузовой теплоход, а пострадавшей стороной - автомашина, припаркованная на набережной.



Во время швартовки теплохода у набережной Л. Шмидта - здесь суда отстаиваются в ожидании начала ночной разводки мостов - сухогрузный речной теплоход "Ижевск" произвел навал на берег и носовым сцепным устройством повредил находившуюся на набережной автомашину марки "Мерседес". Одной из причин произошедшего стало сильное течение Невы, которое при швартовке "поспособствовало" навалу судна на берег. Какова судьба машины и чем закончилось разбирательство не знаю, а вот теплоход "Ижевск" до сих пор жив-здоров, бегает сейчас в Москву и возит металлолом из Южного порта на Череповец, вот несколько фото 2013 года (по клику по картинке переход в фотогалерею судна):

Единственный туер в России: "Енисей" на работе



На реке Енисей есть не мало интересных мест, а также не менее интересных объектов. К последним можно отнести судоподъемник на Красноярской ГЭС и туер "Енисей". Пару слов про туер и чем он примечателен.

Что такое туер? Это "...особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Туеры появились в первой половине XIX века. С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов, и к 30-50 годам туеры практически перестали использоваться...".

Тем не менее, на Енисее туер работает, являясь при этом единственным подобным судном в России. Зачем он нужен на Енисее? Чтобы проводить суда через Казачинский порог.

Что такое Казачинский порог? Это порожистый участок на Енисее, в 223—230 км ниже по течению от Красноярска, где ширина русла сужается с 650 до 350 м, а скорость течения возрастает до 18 км/ч., а при различных колебаниях уровня воды может достигать 20-22 км/ч. В связи с быстрым течением для ряда судов проход через порог вверх по течению затруднён. Проводка таких судов и осуществляется с помощью туера "Енисей".

Это уже второе судно такого типа работающее на Казачинском пороге. С 1903 по 1964 годы тут работал туер "Ангара". В 1963 году, в Красноярске, был построен новый туер "Енисей" по проекту с красивыми цифрами 1111, который и в настоящее время работает на Енисее. Подробное техническое описание можно найти здесь.




Именем "России": фотоочерк о судьбах судов с названием "Россия"






Грузопассажирское судно "Россия" 1952 года постройки, Чехословакия. Головное судно серии дизель-электрохода проекта 785. Об этих судах я уже подробно рассказывал. История "России" не менее захватывающая. Работала в Волжском пароходстве до 1986 года, затем использовалось как плавобщежитие для ликвидаторов Чернобыльской аварии, недалеко от самой станции. В 1989 году вернулось к прежней работе в Самаре. В 1994 году списано и продано в Тверскую область, как плавучий дом отдыха. В 2008 году отправлено на перестройку в банкетоход для работы в Москве, но ввиду кризиса деньги у владельца внезапно закончились и в 2011 году судно разрезали.


"Россия" на Волге. Фото: Марк Розовский



"Россия" на Волге в Кимрском затоне. 10.08.2007 г. Фото: Веселов Александр



Грузопассажирский теплоход "Россия" проекта 860. Построен в 1960 году на Дальнем Востоке. Всю сознательную жизнь работал в Ленском пароходстве. В 1992 году сгорел при невыясненных обстоятельствах и уже ровно двадцать лет корпус судна лежит на берегу р. Лены в Якутске.


"Россия" на реке Лене у Ленских столбов. 01.10.1990 г. Фото: Никитин Николай



"Россия" на реке Лене в порту Якутска. 01.08.2008 г. Фото: Иван Загайнов. В 2012 году выглядела также.



А вот круизный теплоход "Россия" 301 проекта успешно работает. Построенный в 1978 году в ГДР под названием "Россия", он затем поменял его на "Советская Россия". До 2000 г. работал на
Днепре (АСК "Киев", порт Киев). После передан в Москву, сначала работал от компании "Московский туристический флот", сейчас от "Гранд Серкл Круиз Лайн". В 2007 году в Румынии судно полностью переоборудовали и перекрасили. На данный момент зимует в Москве.


"Россия" в Хлебниковском затоне (Московская область). Декабрь 2001 г. Фото: Михаил Архипов



"Россия" на Северном речном вокзале Москвы. Январь 2013 г. Фото: Михаил Архипов



А вот с этой "Россией" плохо быть не может по определению, ведь это судно для обслуживания высших лиц государства (проект 1877). Ельцин и Медведев гарантируют это. Построено в 1973 году в Ленинграде на заводе им. Жданова. Три или более раз проходило реконструкцию в Финляндии. Обитает в Москве, на Химкинском водохранилище. Работает там, где только класс регистра позволяет. От Перми до Соловков, от Балтики до Каспийского моря.


"Россия" на Волге. 02.08.2005 г. Фото: Дмитрий Крапивин



"Россия" на Химкинском водохранилище в Москве. 14.06.2012 г. Фото: Михаил Архипов



А вот "Россия" меньшего масштаба, пассажирский разъездной теплоход проекта 81080. Изначально - "Московский-4" 1985 года выпуска, московской постройки.
Сейчас судно работает на Оби в Сургуте. На фото - однотипное судно на Волге (фото Вячеслав Заикин).





И совсем мельчает "Россия". Это - разъездной теплоход 839 проекта, изначально "МО-93" московской постройки 1964 г. Работает в Новосибирске. На фото - однотипное судно в Москве (фото Михаил Архипов).





А есть еще и "Россия" в грузовом исполнении, сухогрузный теплоход проекта 559Б постройки Великогоустюгского завода. Примечательно, что не работает с момента развала СССР. По состоянию на 2011 год ржавел в затоне г. Котласа (Лимендский ССРЗ).


"Россия" на Лимендском ССРЗ в Котласе. 07.05.2011 г. Фото: Максим Панов

Читать подробнее...

Именной рекорд ушел в историю: судно, поменявшее название 11 раз за 30 лет, утилизировано





Итак, одиннадцать названий за тридцать лет работы - пока что прецедентов этому не было. Построенный в 1983 году самоходный рефрижератор проекта 037 получил серийное название "Рефрижератор-607" и был отправлен на работу в Обь-Иртышское пароходство. Там он проработал девять лет и в мае 1992 года, после продажи из пароходства, получил второе говорящее и указывающее название - "NAXOS". Под ним судно проработало до мая 1994 года, после чего стало именоваться "DEFENDER". В августе того же 94-го года судно становится "IMPERATOR"`ом. Через год престол пришлось оставить и с августа 1995 по ноябрь 2002 года проработать под невзрачным "DENY".

Затем целый месяц судно называлось "BATOVA", а следующие три месяца снова провело как "DENY". С февраля 2003 по апрель 2004 года его называли "ANNA". А после, на целых пять с половиной лет, устаканилось красивое название "SEA ROSE". А вот смена его на почти родное имя "REF 607" положило начало концу все этой истории. Вместе с новым именем начались проблемы. С октября 2009 по июнь 2011 года судно простояло под арестом из-за финансовых траблов владельца. В июне 2011 года судно в последний раз сменило название и под обозначением "DNEPRO", отработав еще полтора года, ушло с грузом металлолома и само на металлом. В начале февраля 2013 года теплоход был порезан в Турции.

Теплоход за 10 рублей

Купюра в десять российских рублей, введенная в оборот в 1998 году, постепенно выпиливается из финансового обращения, заменяемая на монету аналогичного достоинства. Но пока купюра ещё встречается и её можно получить на сдачу, расскажу одну интересную историю связанную с ней. А если быть точнее, то с предметом изображенным на ней. История его интересна и драматична, и тянет даже не на десять а рублей, а на всю тысячу.






Читать подробнее...

Рожденный плавать в итоге сгорел: жизнь и судьба теплохода "Сергей Абрамов"



Весной 1960 года в Чехословакии, для Волжского пароходства, был построен пассажирский теплоход "Дружба". Более 40 лет он возил пассажиров по Волге, из Москвы в Астрахань. С 1965 года судно называться именем погибшего в Сталинградскую битву капитана Рачкова. В 2003 году теплоход "Капитан Рачков" был продан из пароходства в Москву бизнесмену Сергею Абрамову, который переоборудовал судно и назвал его в честь себя. После этого теплоход стал работать на рынке речных круизов. Широкую известность теплоход "Сергей Абрамов" получил после выхода в октябре 2007 года фильма "День выборов", где судно "сыграло" главную роль. Летом судно возило туристов, зимой принимала постояльцев в роли плавгостиницы на речном вокзале Москвы. В ноябре 2011 года теплоход полностью сгорел в Москве, а ровно через год был отправлен в Череповец, где закончилась его полувековая история.





Теплоход "Капитан Рачков" на р. Волге. Фото: Владимир Розовский

Теплоход "Дружба" - "Капитан Рачков" с 1965 года - относится к пассажирским речным судам проекта 26-37, которые изначально, после постройки, работали в Волжском пароходстве, на скоростной пассажирской линии Москва-Астрахань-Москва. Суда делали остановки почти на всех пристанях. Билеты продавались как на полный маршрут, так и от одной пристани до другой. Линия была льготной, для многих проезд на судне был бесплатным. Именно поэтому, в 2005 году она была закрыта, но еще в 2003 году теплоход "Капитан Рачков" поменял владельца и был куплен московским бизнесменом Сергеем Абрамовым. С этого года начинается новая страница в истории судна.



Теплоход "Сергей Абрамов" у причала Северного речного вокзала Москвы. Сентябрь 2004 г. Фото: Михаил Архипов


Купленные Абрамовым в Волжском пароходстве два однотипных пассажирских теплохода "Капитан Рачков" и "Сергей Лазо" были первыми судам данного типа, которые прошли серьезную модернизацию и переоборудование для повышения комфортабельности пассажиров. Каюты были оборудованы санузлами, была улучшена планировка общественных помещений, снижена пассажировместимость. Переоборудование "Рачкова" было закончено к лету 2004 года ("Лазо" к 2005 году) и два судна начали работу на туристических пассажирских маршрутах. "Капитан Рачков" стал "Сергеем Абрамовым", а "Сергей Лазо" превратился в "Президента". В межнавигационный период суда ("Абрамов";) стало использоваться как плавгостиница у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве. Летом - совершали круизы из Москвы в Питер, по Волге и Каме.





"Сергей Абрамов" у причала речного вокзала (март 2007 года) и в первом рейсе (май 2011 года). Фото: Михаил Архипов.



Летом 2006 года теплоход участвует в съемках комедии "День выборов" режиссера Олега Фомина, где в главных ролях сыграли участники "Квартета И". Съемки фильма проходили в Москве и на Волге, в городах Углич, Белый городок и Ярославль. Премьера фильма состоялась в октябре 2007 года. Примечательно, что по сценарию действие фильма происходило на теплоходе "Николай Бауман" - сейчас это судно под названием "Княжна Анастасия" работает как плавобщежитие на Каспийском море. На обложке DVD с фильмом запечатлен теплоход "Леся Украинка", изначально и до 2001 года работавший на Днепре (с 2007 года судно называется "Петр Чайковский"). В начале фильма запечатлены сразу два Сергея Абрамова - человек (за рулем кабриолета) и, собственно, сам теплоход.












На съемках фильма "День выборов", июль 2006 г., Москва, Северный речной вокзал. Фото: Алена Кравченко.



В ночь с 13 на 14 ноября 2011 года, на борту теплохода, пришвартованного у причала Северного речного вокзала Москвы, возник пожар. Тушение судна продолжалось рекордное время - более 15 часов. В результате судно выгорело, более чем полностью, и набрав воды во время тушения затонуло.




Тушение огня на теплоходе "Сергей Абрамов". 14 ноября 2011 г. Фото: Владимир Батов.


После ликвидации пожара, в котором погиб один человек, началась операция по его подъему. Для этого были загерметизированы иллюминаторы и началась откачка воды. Но почти через месяц после начала откачки воды выяснилось, что один из иллюминаторов так и остался разбит, что привело к тому, что "через него практически 4 недели прокачивали Химкинское водохранилище". Когда его закрыли, то воду откачали за ночь. После этого до ноября следующего, 2012 года, судно оставалось на акватории водохранилища, у
причалов грузового порта. Летом было закончено следствие, которое объявило о том, что причиной пожара "был не потушенный окурок в каюте экипажа".



"Сергей Абрамов" в Северном порту Москвы. Май 2012 г. Фото: Михаил Архипов.


Внутри теплохода "Сергей Абрамов". Ноябрь 2012 г. Фото: Игорь Солонинкин


Днем 8 ноября 2012 года, теплоход "Сергей Абрамов", с помощью двух буксиров, начал движение в свой последний рейс - на разделку в Череповец, куда его доставили через 10 дней. Зимой 2012-2013 года судно было порезано на металл.






Читать подробнее...

Истории из жизни судов типа "Невский"



Решил продолжить знакомить читателей с интересными речными судами и фактам из области водного транспорта. Сейчас хотелось бы рассказать о серии судов типа "Невский". Конечно, не с технической стороны. Какая марка ГД и грузоподъемность - это все подробно описано на странице судов "Невский" на сайте. Если знать историю судов, то можно найти много любопытных моментов. Жители и гости Петербурга могут в навигацию часто наблюдать эти самоходные шаланды: благодаря конструктивной особенности этим судам не требуется разводка мостов и они проходят через центр Питера и днем. Есть такие суда и на Волге, есть и на Черном море. А несколько судов, построенных под Петербургом, волею судьбы занесло с невских берегов работать аж в Южную Америку, под знойное небо Аргентины.




Суда типа "Невский" - самоходные шаланды - строились с 1973 года по 1994 год на Невском судостроительном заводе в городе Шлиссельбург, Ленинградской области. Всего в серии было 41 судно, но последнее так и не было полностью достроено по первоначальному проекту. На настоящий момент 2 судна затонуло (одно в Ладожском озере, а другое в Атлантическом океане), одно пропало без вести где-то на водных просторах Португалии, одно работает на Черном море, еще одно стоит без работы, уже третий год, во Франции, три работают в Южной Америке - в Парагвае - а все работают остальные в России, в большей части - на северо-западных водных путях. Существуют четыре проекта (модификации) судна. Не буду вдаваться в тонкости описания различий - посмотрите на иллюстрацию ниже. Описание, список судов и технические характеристики можно прочитать на сайте речного флота. Сейчас же немного о другом.




Среди судьбы судов первых трех серий ничего особо интересного нет. Работали изначально в Ленинградском речном порту, часть продолжает там же работать, часть раскидало по водным путям России, Украины и Европы. А вот про серию последних судов можно рассказать подробнее. Это как-раз те суда, которые работают и поныне в Петербурге, проходя по городу днем под мостами. Выглядит это так:





Судьба восьми последних судов этого типа (проекта Р-32.3.2), строившиеся с 1989 по 1994 год сложилась наиболее интересно. Три из них и сейчас на ходу, чего не скажешь о теплоходе "Невский-38". Он был построен в 1992 году и до 1997 года числился за Ленинградским речным портом. Затем на него, как и на часть остальных судов, нашлись западные покупатели. Ему дали новое название - "Gelios" - и отправили сначала в Европу, после чего его путь должен был лежать на другой конец света - в Индонезию. И вот в январе 1998 года судно под панамским флагом отправилось из голландского порта Роттердам. Дойти успело недалеко - до соседнего французского порта Брест, где было арестовано на год из-за проблем то ли с документами, то ли с финансами, а может и за все по совокупности. Освободившись через год с небольшим, в июне 1999 г., оно продолжилось свой путь, но через несколько дней было снова арестовано уже в испанском порту Лас-Пальмас.

Здесь и же теплоход и закончил свои дни. Брошенный судовладельцем, во время шторма в октябре 1999 года, теплоход выбросило на волнолом, после чего он затонул. Информацию об этом я случайно нашел на каком-то французском форуме, где местные мореманы зубоскалили на тему того, что если бы не шторм, то сколько бы лет еще судно добиралось до южных тропиков и в каких портах оно еще бы было задержано. На фото - последствия шторма и последние дни теплохода:





Теплоход под серийным названием "Невский-40" выпуска 1994 года также в 1997 году был продан из Петербурга в Европу. В середине 2000-х поступила информация, что судно работает под португальским флагом под названием "Platao" и приписано к порту Лиссабон, но подробностей об этом найти так и не удалось, предположительно оно уже списано пару лет назад.


Суда "Невский-36" и "Невский-37" постройки 1992 года в этом же или следующем году были проданы в Европу. Работали на контейнерных линиях, сначала в Северном Европе - на Балтийском и Северном морях и европейских реках, затем переместились в Средиземноморский бассейн. Выглядело это следующим образом:





В августе 2010 и весной 2011 года оба судна были проданы в Южную Америку и переименованы. Сейчас они под флагом Парагвая (порт приписки Асунсьон) работают также на контейнерных перевозка в Аргентине. Кстати, в ноябре 2012 года, к ним присоединился и еще один невский теплоход: "Невский-32", работавший до 2001 года в Ленречпорту, а затем у разных компаний под названием "Propulsion" и "Пропус", в сентябре минувшего года поменял название на "Rosa", пересек Атлантический океан и сейчас находится в Буэнос-Айресе.


На фото: "Dona Veronica" - она же Sirka, Cast Salmon, Akn Pride, Rochel, La Rochelle, в девичестве - "Невский-36" в порту Буэнос-Айреса. На втором снимке: "Tehia" - она же Mirka, Cast Bass, Bass, Rasill, в девичестве - "Невский-37" в порту Буэнос-Айреса.








А вот как сложилась судьба последнего судна серии - "Невский-41". Заложенное в 90-х годах оно так и не было достроено - уже готовые суда девать было некуда. Поэтому, в октябре 2004 года, спустя десять лет после закладки и постройки корпуса "полусудно" продали на украинский завод, в Херсон, где спустя еще четыре года из него получился полноценный сухогруз класса "река-море", и глядя на него сложно представить, кем оно должно было стать изначально. Фотографии 2004 и 2010 годов соответственно:











Читать подробнее...

Авария теплохода "Волго-Дон 12" в 1971 г. в Куйбышеве




До 1954 года в Куйбышеве переправа транспортных средств и пешеходов через реку Самару осуществлялась с помощью понтонного моста. Так продолжалось с незапамятных времен. И вот наконец­то был сооружен огромный железобетонный мост, который открыл широкую дорогу, по ней пошли грузовые, легковые автомашины, автобусы и троллейбусы.

Это значительно облегчило транспортную проблему связи города с югом Куйбышевской области и городами других областей. Словом, транспортная проблема была решена. Мост стал надежным связующим в перевозке народнохозяйственных грузов. Тому я был свидетелем, все это происходило на моих глазах.

Так тихо и мирно этот процесс продолжался каких-­то 17 лет, а точнее — до 15 мая 1971 года. В тот теплый майский вечер я в приподнятом настроении шел на ночное дежурство в диспетчерскую Куйбышевского речного порта, расположенного в трехэтажном здании на косе, где река Самара впадает в Волгу, короче говоря, в устье реки Самары, вблизи моста.

Когда поднялся на третий этаж управления порта, увидел: у раскрытого настежь окна стоит диспетчер Лидия Александровна Севостьянова и, показывая рукой, нервозно говорит: «Ты что, слепой что ли? Смотри, что на мосту творится…» Тут я увидел трагическую картину: кормовая часть «Волго­-Дона­-12» придавлена огромным многотонным пролетом моста, словом, авария чрезвычайного масштаба.

Вот как трактует хроника того ЧП сорокалетней давности: в 19 часов 30 минут по местному времени из бухты Верхнего мола Куйбышевского порта порожнем вышел горьковский пятитысячный сухогруз «Волго­-Дон­-12», направляющийся под загрузку в Тольятти. Капитан судна Борис Миронов запросил на помощь шестисотсильный буксировщик «Алексей Жихарев» под командованием капитана порта Петра Сазонтова. Это должно было облегчить маневрирование «Волго­Дона» при подходе к пролету моста.

Дизель­-электроход «Алексей Жихарев» вел судно за носовую часть. Толкач уже вошел под мост, но в этот момент корму «Волго-­Дона» быстрым течением понесло прямо к левой опоре моста. Капитан Сазонтов по рации стал предупреждать капитана Миронова: «Давай полный ход назад!» Но было уже поздно, рубка сухогруза задела дугообразное крепление моста. Огромная металлическая конструкция стала сдвигаться в сторону по ходу движения судна и, задев опору восьмидесятиметрового настила моста, с десятиметровой высоты обрушилась на кормовую часть «Волго­-Дона­-12».


Рулевая рубка и еще несколько кают на правом борту были раздавлены. В одной из кают находилась жена судового электрика, которая погибла мгновенно. Капитан «Волго-­Дона­-12» не успел покинуть рубку, в результате чего оказался зажатым в стальной ловушке: он остался жив, но ему придавило ногу и грудь. Больше двух часов свидетели аварии слышали с берега его стоны и крики, пока бригада газосварщиков не вызволила человека из металлических тисков.

Пострадавших в результате этой аварии могло быть гораздо больше. Троллейбус 6­-го маршрута, битком набитый пассажирами, в момент происшествия двигался по мосту и как раз подъезжал к середине пролета, когда дорожное покрытие вместе с железобетонной мостовой плитой стало проваливаться вниз. Быстрая реакция водителя троллейбуса в тот роковой день спасла немало жизней куйбышевцев. Он резко затормозил, остановившись в нескольких метрах от края излома мостового пролета. Многие пассажиры не удержались на ногах, и образовалась свалка людей. Не обошлось и без синяков и шишек. Пассажиры проклинали водителя, а когда выскочили из троллейбуса и увидели драматическую картину аварийной ситуации, то стали обнимать и благодарить своего спасителя. Некоторые плакали не от боли, а от радости, даже целовали водителя, который и сам был в шоковом состоянии.

В результате такой непредвиденной аварии самарское заречье на целый год оказалось фактически отрезанным от областного центра, пока специалисты куйбышевского мостоотряда № 21 ремонтировали мост. Правда, положение спасла установка недалеко от аварийного моста понтонной переправы, которая действовала и летом, и зимой.

При тщательной разборке специальная комиссия выяснила, что главной причиной падения центрального пролета стал просчет проектировщиков моста, которые не предусмотрели крепление мостовой плиты, предотвращающей ее сдвиг в боковом направлении. Именно поэтому в момент трагедии хватило сравнительно небольшого толчка, чтобы тысячетонная конструкция сорвалась со своего места и рухнула вниз.

Специалисты утверждают, что ничего подобного в мире никогда не происходило ни до, ни после этого случая. Суда иногда врезаются в мосты и терпят бедствие только сами. В данном же случае бедствие потерпел мост.

И вот спустя четыре десятилетия специалисты мостостроения пришли к единому мнению, что злополучный мост в настоящее время держится на честном слове. Сквозь трещины в его покрытии можно видеть воду реки Самары. Практически полностью разрушены бетонное основание под дорогой и несущие конструкции в нескольких пролетах. Самым слабым местом в мостовом переходе являются плиты перекрытия.

Об их состоянии говорит оголенная арматура. Поэтому решено начать ремонтные работы мостовых сооружений и закончить их в конце сентября 2012 года. При этом необходимо обеспечить качество проводимых работ и неукоснительно соблюдать сроки. На время ремонта моста связь города с левобережьем реки Самары будет поддерживаться железнодорожниками и речниками. Интенсивно станут перевозить пассажиров электрички и речные пассажирские суда.

Владимир ШИБАЛОВ, В-Невский проспект №20.

Московский прогулочный флот: какие суда работают в столичных водах





Если абсолютным лидером по количеству прогулочного скоростного флота в России является Санкт-Петербург, где собрана и успешно работает большая "коллекция" разнообразных пассажирских судов из разных речных бассейнов, то в плане прогулочного флота лидерство исключительно за Москвой.
Большой пассажиропоток, минимальные вложения и, как следствие, быстрая отдача вложенных средств - все это привело к тому, что на акваторию Москва-реки заполнили сотни пассажирских судов всех возможных типов. При этом, в дело шли и те суда, изначально на которых перевозка людей не планировалась и их проектанты вряд ли могли себе такое представить.


Сейчас в Москве можно встретить суда построенные еще при Сталине и сошедшие со стапелей, буквально, месяц назад. Прогулочные и транспортно-транзитные суда, бывшие круизные лайнеры, сухогрузные самоходные теплоходы, плавмагазины для обслуживания рейдов - все они перевозят тысячи людей в год и фрахтуются под свадьбы, банкеты, презентации, выпускные, криминальные сходки и сексуальные оргии напротив Кремля.




1. Наиболее распространенным судном, которое можно встретить в Москве, является прогулочный теплоход "Москва". Их строили с 1969 года на Московском судостроительном и построили более 400 штук. Кроме Москвы они работают на Неве, Северной Двине, Волге, Дону, Каме, Белой, Иртыше, Оби, Ангаре, Амуре, Лене, Днепре, Днестре. Поставлялись в Беларусь, Латвию, Польшу, Германия, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Францию. Одно судно работает в Исландии.




2. Другое судно, также массово присутствующее в Москве прогулочный теплоход "Москвич" (он же "Эмка" или "ПТ"). Их строили на семи судостроительных заводах в России, Украине и Беларуси. Строительство серии началось в 1949 году. Работают как пассажирские транспортные и прогулочные суда на городских и пригородных маршрутах.




3. Теплоход типа "Московский" - прогулочное судно для пригородных линий. Строились с 1983 года в Москве, всего построено 50 штук, которые в настоящее время работают в Москве, крупных городах на Волге, Оби и Иртыше, Енисее и Лене. Поставлялись на Днепр, в Польшу и Германию, на Дунай в Болгарию. Одно судно находится в Англии.




4. Пассажирские суда типа "ОМ" строили в Москве, Бору, Херсоне (Украина) и Магдебурге (ГДР) с начала 50-х годов. Эти суда проектов 623, 780, 623/252 предназначались для местных междугородних пассажирских перевозок. В настоящее время используются и по первоначальному назначению, и как прогулочно-банкетные суда в Москве и крупных городах.




5. С конца 50-х годов на пригородные пассажирские линии выходят теплоходы типа "МО", которые строили в Москве, Шлиссельбурге (Невский ССЗ) и Херсонском заводе (Украина). В настоящее время большинство из них используются под заказные рейсы в Мосве и других крупных городах (Псков, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казани, Перми и других), а тажке на Северной Двине, Иртыше, Оби и Енисее. Работают они и на Днепре.




6. Теплоход типа "Нева" - "обрезанная" "Москвушка" для работы на Неве. Строились в 70-е годы на Московском судостроительном заводе. Всего построено 6 судов, три из них сейчас работают в Питере, одно на Волге (Волгоград) и два в Москве (переведены из Питера).




7. Суда типа ВТУ проекта 331 использовались для длительных пассажирских перевозок на реках РСФСР, но в 70-е и 80-е годы были заменены на большинстве рек на скоростные пассажирские суда. В настоящее время одно судно используется как круизное на северных реках, около 5 переоборудованы в банкетные суда и находятся в Москве, остальные списаны или не эксплуатируются. Суда данного типа работали на Днепре, Днестре, Дунае.




8. С 2007 по 2011 год в Москве работал и прогулочный катамаран типа "Волга". Всего в 80-х годах в Астрахани было построено 4 судна данного типа. Три из них работают на Волге (Казань и Саратов), одно ржавет в затоне на юге Москвы.




9. Суда проекта 1430 появились на рейсовых прогулочных линиях в Москве сравнительно недавно. В Москве сейчас работают два судна такого проекта (постройки г. Баку), ранее - до 2010 года - работавших в Сочи.




10. Суда проекта 82500 строились в Санкт-Петербурге для работы на каналах. В Москве им тоже применение нашлось. Малые габариты позволяют им работать на круговом маршруте в центре Москвы с проходом по Водоотводному каналу.




12. В 2008-2010 годах в Рыбинске было построено два теплохода проекта 5371, которые теперь можно часть видеть в центре Москвы.




13. В 2009 году на судоверфи в Стамбуле, Турция, было построено 5 новых прогулочных судов типа "Фердинанд" для круглогодичной эксплуатации на Москва-реке. Суда работают каждый день на линии от гостиницы "Украина" - оборот у Котельнической набережной - обратно, без высадки. В зимнее время это единственные рабочие суда на Москва-реке.




14. А в 2011 года на Москва-реке появилось новая серия пассажирских прогулочных судов - "Столичный" (он же "Пилигрим" проекта 23020). Строят их в Москве, на данный момент построено три судна, последнее из которых спустили всего пару месяцев назад.




15. Иногда в Москве и окрестностях можно встретить и такое судно. Это прогулочный теплоход-каматаран, построенный в 1996 году, на Волге, в Городце в единственном экземпляре. Изначально работал как корпоративное, сейчас используется на прогулочных линиях.




16. Кроме этого в центре Москвы можно встретить и бывшие круизные пассажирские суда, переоборудованные в банкетоходы. Например, пассажирский теплоход "Александр Шемагин" до 2007 года выглядел так:




А после переоборудования ходит (хотя чаще стоит у причала) по центру Москвы вот в таком виде с названием "Ласточка-2".




17. Либо другое бывшее круизное судно 305-го проекта "Александр Пирогов".




А с 2008 года это "Федор Ушаков".




18. В 2003 году в Москве появилось первое пассажирское прогулочное судно переоборудованное из грузового теплохода-плавмагазина. Эти суда немецкой постройки 60-70-х годов до распада прежней системы речного флота работали как суда-снабженцы на рейдах крупных портов. Они оказались идеальными для переоборудования в плавкабаки. Вот так выглядит "оригинальный" теплоход работающих как плавмагазин (а такие еще остались на Оби и Енисее):




А вот так переоборудованный в прогулочное:




19. Сухогрузные суда-площадки типа "Ока" также нашли свое применение. Только вместа песка на них стали возить разнообразные компании, накрыв это дело сверху брезентом. Дешево и сердито.






20. Еще один бывший плавмагазин - ныне прогулочный теплоход проекта Р-102. Построен в Перми в единственном экземпляре.




21. Сухогрузный теплоход с краном проекта 912: изначальный вид и после переоборудования в пассажирское судно.






22. А это один из вариантов переоборудования сухогрузного теплохода серии СТ проекта 765:






23. Сухогрузный теплоход типа СТ-700 в первоначальном и переоборудованном виде:






24. Или, к примеру, вот так грузовой сухогрузный теплоход проекта 898/926 стал прогулочным судном:






25. И в заключении еще одна, пожалуй, самая экзотичная переделка. Изначально это был самоходный паром для перевозки пассажиров, а на выходе получилось аляповатое прогулочное судно для городских и пригородных рейсов.






Кроме того в Москве и пригородах можно встретить множество яхт различных типов и проектов, как построенных недавно, так и переоборудованных из судов с историей, а также встречаются переоборудованные в водоизмещающие прогулочные суда бывшие скоростные пассажирские теплоходы типа "Ракета", "Заря" и "Луч".

Читать подробнее...

"Баргузин-3": Необыкновенная история обыкновенного судна



Те, кто бывали на Байкале, возможно, видели такие суда. Называются они "Баргузин", перевозят по Байкалу туристов и пассажиров. Это скоростные пассажирские суда на воздушной подушке со скегами, для местных перевозок. Проект 19591 разработан в 1987 году, первое судно проекта "Баргузин-1" построили в 1989 - оно на фото. Затем на заводе, где их строили - Сосновский судостроительный завод в Кировской области - заложили еще четыре таких судна. "Баргузин-2" поступил на Байкал в 1990 году.

А после наступили те самые 90-е, когда не то что строить, а и эксплуатировать то, что уже построили было сложно, а порой и просто невозможно. Но потом наступили счастливые нулевые и тут же все как бы изменилось. В 2010 году компания занимающаяся эксплуатацией этих судов объявила, что во флотилию уже работающих "Баргузинов" добавляется еще одно судно, наконец-то достроенное как и планировали. Бодро разослали в СМИ куцые пресс-релизы, которые затем журнализды нашпиговав различным бредовыми дополнениями для полноты и красоты, представили публике. И на выходе получилось, что это событие представляет собой чуть не начало новой эры российского судостроения.


Но недавно вот какая любопытная деталь выяснилась

Читать подробнее...

"Александр Суворов" и "30 лет ГДР": значения случая для судов и судеб





На верхнем снимке пассажирский речной теплоход "Александр Суворов". На нижем - аналогичный теплоход, но другого проекта "30 лет ГДР". Но сейчас речь не о флоте или круизах, а о более интересных вещах. О судьбе и о случае.

Читать подробнее...