Судно проекта 1741АМ — серия буксиров-толкачей, спроектированная на основе речных буксиров типа
«РТ-600» проекта 1741А. Серия судов была построена на
Тюменском судостроительном заводе в 1991-1993 годах специально для работы в организации «Спецморпроводка» (экспедиция специальных морских проводок речных судов) на реках Дон и Дунай, в качестве вспомогательных судов. Они имеют увеличенную мощность, ледовое усиление корпуса и отличаются видоизмененным остеклением рубки, обеспечивающим лучший обзор.
В конце 90-х часть судов осталась работать на Дунае в коммерческих компаниях, другие были переведены на водные пути Европейской части России, где начали работать в дочерних фирмах «Спецморпроводки» на перевозках песка и строительных материалов. В 2001-2006 годах несколько судов, перекинутых с Дуная, были заняты на работах по обустройству нефтеместорождений в казахстанской части Каспийского моря.
В настоящее время часть судов продолжают работать на перевозках песка и строительных материалов на Волге и Каме, а несколько заняты на работах по спецбуксировке судов в южных регионах.
Не установлена судьба судов, работавших с названиями «Грон», «Кремс» и «Мельк», которые после продажи из «Спецморпроводки» были переименованы и сейчас работают под другими названиями.